Актуальные тенденции загородного рынка Подмосковья: мнения экспертов

С приходом весны в сфере загородной недвижимости наблюдается традиционное оживление: девелоперы запускают новые проекты, рассчитывая на удачный старт, продажи в существующих поселках, как правило растут, а счастливые обладатели загородных соток стараются максимально эффективно использовать теплые летние месяцы для строительства и ремонта.

Казалось бы, картина повторяется из года в год, однако с каждым новым сезоном она начинает играть новыми красками в силу разнообразных внешний факторов – экономических и нередко политических. Начало 2014 года ознаменовалось резкими колебаниями валютных курсов, которые не могли не сказаться на рынке загородной недвижимости Подмосковья. Мы решили не строить догадок о его ближайшем будущем, а обратились с вопросами напрямую к аналитикам и застройщикам.

Как ведут себя цены на загородную недвижимость в Подмосковье текущей весной?

«Cредняя цена на первичном рынке элитной загородной недвижимости за I квартал 2014 г. выросла на 7% в сравнении с этим показателем аналогичного периода прошлого года и составила 4 290 $/кв. м», — говорит Алексей Трещев, заместитель руководителя отдела загородной недвижимости компании Knight Frank. – «За этот же период на вторичном рынке мы отмечаем снижение на 4-6%, средняя цена зафиксировалась на отметке 4 450 $/кв. м».

Неоднозначной называет сложившуюся ситуацию Владимир Яхонтов, управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость». «С одной стороны, рубль стремительно дешевеет, и в этой связи вложение в недвижимость видится надежным способом сохранить сбережения. С другой, цены могут скакнуть как в одну, так и в другую сторону», — отмечает эксперт. – «При этом нельзя сказать, что падение рубля приведет к стремительному росту цен. Загородный рынок сейчас находится в таком состоянии, что любое повышение приведет к увеличению сроков экспозиции объектов. Те риэлторы и собственники, которые хотят продать недвижимость срочно, выставляют ее по рублевой цене, не поднимая стоимость пропорционально курсу валюты».

Рост спроса на земельные участки без подряда с начала 2014 года отмечают в девелоперской компании «Дмитров-Ка», которая является застройщиком таких поселков как «Васнецово Парк», «Дмитровка Village», «Домик в лесу» и др., в связи с чем с 1 мая в проектах повышаются цены не менее чем на 10%. «Большой спад продаж на всем загородном рынке наблюдался в октябре-ноябре 2013 года, и мы были вынуждены снижать цены на участки вплоть до Нового года, — комментирует София Смородина, руководитель отдела маркетинга и рекламы девелоперской компании «ДМИТРОВ-КА». В итоге в декабре был отмечен рост оборота компании в 6 раз по сравнению с ноябрем, что связывается экспертом с желанием инвестировать в недвижимость полученные перед Новым годом премии и 13-е зарплаты.

Каким образом наблюдаемый скачок ставок евро и доллара по отношению к рублю сказывается на рынке загородной недвижимости Подмосковья и на динамике продаж в Ваших коттеджных проектах в частности?

В случае с элитной «загородкой», как отметил Алексей Трещев, влияние изменений в экономике оказалось весьма ощутимым: «Покупатели были насторожены и заняли выжидательную позицию, пока произойдет хотя бы минимальная стабилизация как экономической, так и политической ситуации».

Поскольку согласно российскому законодательству все расчеты должны быть проведены в рублях, а цены на недвижимость, особенно в элитном сегменте, устанавливаются в долларах, сложилась непростая ситуация. «Буквально за несколько дней цена отдельно взятого объекта могла варьироваться в границах до полумиллиона долларов, что крайне чувствительно, как для продавцов, так и для покупателей», — говорит эксперт Knight Frank.

По словам Владимира Яхонтова, управляющего партнера «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», сохранить темпы продаж удалось именно благодаря тому, что проекты компании остались в рублевой зоне. «Особенно удачным был март и начало апреля – в этот период план по продажам был выполнен на 100%-120% в сегменте малоэтажного строительства и на 80-90 % по отдельным объектам (танхаусы, дуплексы, участки без подряда, индивидуальные дома)», – делится эксперт.

Рост продаж наблюдают и в коттеджных поселках девелоперской компании «ДМИТРОВ-КА». Планируемое повышение цен на участки София Смородина, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «ДМИТРОВ-КА» соотносит скорее с высокой готовностью поселков, нежели с колебаниями валютных курсов.

Дмитрий Деев, генеральный директор ООО «Сабидом-групп», считает, что правильнее обсуждать отдельные проекты, а не говорить о росте или стагнации загородного рынка в целом. При этом эксперт отмечает, что колебания курсов валют и другие события 2014 года всколыхнули рынок. «На успешные проекты спрос не только сохраняется, но и растет даже при условии повышения цен. Что касается одного из проектов компании «Сабидом» «Белый город», то в марте мы наблюдали рост притока клиентов. Если сравнивать с первым месяцем года, то прирост составил 100%».

Благоприятна ли, на Ваш взгляд, весна-2014 для покупки загородной недвижимости и почему?

Резкие колебания курса валют, произошедшие в начале года не в пользу рубля, посеяли панику среди соотечественников – обменные пункты были практически атакованы желающими приобрести валюту. Наверняка многие задумывались о том, чтобы инвестировать накопления в осязаемые материальные ценности — драгоценные металлы или в недвижимое имущество.

«Недвижимость все так же остается одним из наиболее безопасных инструментов сохранения средств в долгосрочной перспективе. Основная рекомендация – это обращение к квалифицированному консультанту, который обладает актуальной суммой знаний о рынке недвижимости, а также информацией о лучших предложениях. Только профессионал, находящийся «в рынке» может оценить ту или иную покупку и оптимизировать ваши инвестиционные затраты», — резюмирует Алексей Трещев.

«Сегодня складывается очень благоприятная ситуация для инвестирования в связи с тяжёлым положением в банковской сфере и снижением котировок на рынках», — говорит Владимир Яхонтов. – «Недвижимость сейчас является наиболее устойчивым и высоколиквидным сегментом для вложения сбережений».

Оправданным считает вложение средств в покупку земли и руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «ДМИТРОВ-КА» София Смородина: «Мы заметили, что многие клиенты этой весной именно инвестируют в недвижимость, так как есть опасения потерять деньги из-за нестабильной экономической ситуации. В любом случае, земля в развивающихся поселках с подведенными коммуникациями будет только дорожать».

Татьяна Мухина, руководитель отдела маркетинга группы компаний «Славенка», также относит макроэкономическую нестабильность, в частности в банковском секторе, к важным предпосылкам для роста спроса на городскую и загородную недвижимость. «Если сравнивать объемы продаж ГК «Славенка» в I квартале 2013 г. и текущего 2014 г., то рост составил 38%, что говорит о том, что наши покупатели совершенно обоснованно считают покупку недвижимости, в частности земельного участка, надежным вложением капитала. Также значительный рост продаж мы наблюдаем по проекту таунхаусов – микрорайон «Прибрежный» (г. Лосино-Петровский)», — говорит эксперт.

Каковы Ваши ожидания и прогнозы относительно рынка загородной недвижимости Подмосковья на ближайшие лето-осень?

По мнению экспертов компании Knight Frank, рынок загородной недвижимости будет серьезно зависеть от общей экономической ситуации в России и мире. «Основная тенденция – это высокая лояльность со стороны продавцов в рамках ценообразования в связи с потребительским спросом, который в несколько раз ниже, чем предложение», — говорит Алексей Трещев, заместитель руководителя отдела загородной недвижимости компании Knight Frank. – «Как интересный факт, стоит отметить, что спрос на высоколиквидные объекты остается весьма высоким исходя из того, что предложения именно такого характера весьма немногочисленны и, как правило, быстро «вымываются» с рынка».

О стабилизации ситуации к лету говорит Владимир Яхонтов, управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость»: «Серьёзных ценовых скачков в этот период ожидать не стоит. А вот осень, по прогнозам, будет более динамичной, хотя во многом ситуация зависит от экономических и политических факторов в стране и мире в целом».

Какие форматы (таунхаусы, коттеджи, дуплексы, участки (с подрядом/без) и т.д.) и локации (районы, удаленность от столицы) будут, на Ваш взгляд, наиболее востребованы покупателями в 2014 году?

«По всем прогнозам сегментом номер один на загородном рынке Москвы и Подмосковья сейчас являются таунхаусы площадью 100-150 м, затем идут индивидуальные дома до 200 м и участки без подряда на строительство», — комментирует управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов.

О факторах, способствующих возросшей популярности сблокированного жилья рассуждает Татьяна Мухина, руководитель отдела маркетинга группы компаний «Славенка»: «Таунхаусы дают множество преимуществ индивидуального жилища (собственный земельный участок, минимум соседей, гарантированные парковочные места, инфраструктура комплекса и пр.), вместе с тем данный формат, предполагающий единую сеть коммуникаций, является более доступным в финансовом плане».

«Хорошим показателем активного развития сегмента является как раз то, что с каждым новым поселком лидеры сегмента совершенствуют не только технологии возведения таких домов, но и архитектурные, дизайнерские решения таунхаусов, экспериментируют с расположением домов и улиц в поселке, ландшафтным дизайном, применяют различные решения для отделки фасада домов, оригинально подходят к остеклению помещений», — комментирует Дмитрий Деев, генеральный директор ООО «Сабидом-групп». – «При этом, конечно же, свобода планировки домов остается естественным правом собственника жилья, который может по своему усмотрению застроить третий этаж с балконом, спроектировать жилое пространство на первом и втором этаже».

В компании «Сабидом», являющейся девелопером проектов сблокированной застройки отмечают рост продаж в течение последних тех лет. «В первую очередь реализуются таунхаусы, расположенные на территориях до 15 км от МКАД, в районах с развитой инфраструктурой и хорошей транспортной доступностью, площадью не более 170 кв. метров. Причем каждый третий покупатель секции в малоэтажном жилом доме приобрел ее на деньги от продажи столичного жилья. При равных ценах основным аргументом в пользу выбора таунхауса являются большие площади, которые в два, а то и в три раза превышают размеры квартиры в многоэтажке», — комментирует Дмитрий Деев. – «Развитие популярности формата таунхаусов во многом связано с тем, что девелоперы, наконец, повернулись лицом к рынку и начали предлагать действительно доступные варианты. Таунхаус не должен быть свыше 300 кв. метров, в противном случае — это недвижимость элит-класса, неликвид. Если хотите в массовом порядке реализовывать проекты, нужно формировать доступные предложения».

Заместитель руководителя отдела загородной недвижимости компании Knight Frank Алексей Трещев отметил, что и в текущем году в бизнес-классе пользуется спросом мультиформатная застройка: таунхаусы и малоэтажные ЖК на западных направлениях Подмосковья. «В элитном сегменте сохранится традиционный спрос на коттеджи в организованных поселках на Новорижском и Рублево-Успенском направлении», — пояснил эксперт. – «Как интересный факт, стоит отметить, что спрос на высоколиквидные объекты остается весьма высоким исходя из того, что предложения именно такого характера немногочисленны и как правило быстро «вымываются» с рынка».

Одним из факторов роста спроса на земли в «новой Москве» эксперты девелоперской компании «ДМИТРОВ-КА» называют работы по реконструкции, которые проводятся на многих участках ряда подмосковных трасс. Расширение дорожного полотна позволит сократить пробки, что сыграет в пользу улучшения транспортной доступности загородной недвижимости Подмосковья.

«В среднем Подмосковье (40-60 км от МКАД) большей популярностью пользуются участки без подряда, которые покупают как дачи. В таких поселках сложно навязать клиентам подряд, есть наглядные примеры неудачных проектов, где продажи стоят годами», — комментирует София Смородина, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «ДМИТРОВ-КА».

Руководитель отдела маркетинга ГК «Славенка» Татьяна Мухина также считает, что формат «участки без подряда» не потеряет своей актуальности еще долго, однако лишь при наличии минимального благоустройства – дорог, ограждения, подведенного электричества. «На протяжении последних лет, несмотря на утверждения некоторых аналитиков о том, что данный формат себя изжил, рост спроса говорит об обратном. Успешность реализации участков без подряда зависит от подхода девелоперской компании к его обустройству, ценовой политике, срокам юридического оформления и др. факторам, — говорит эксперт.

При должном подходе к реализации проект найдет своего покупателя несмотря на удаленность. В поселках ГК «Славенка», расположенных по Новорязанскому (50 км от МКАД) и Ленинградскому шоссе (100 км) темпы продаж высоки благодаря выгодной стоимости сотки – 17000 рублей. Реализация данных проектов («Яблоневый сад», «Заповедное озеро») началась во второй половине 2013 года, а сегодня, по словам Татьяны Мухиной, многие собственники уже обустраивают свои участки.

Происходящие в экономике страны и мира события, поднимая волну беспокойства как среди застройщиков, так и покупателей, являются сильным резонатором для всего загородного рынка. Тем не менее они еще раз напоминают о непреходящей ценности земли и о том, что это по-прежнему один из немногих надежных вариантов вложения средств. Главное при этом – не ошибиться с выбором загородного проекта!

Автор: Анастасия Николашенкова

Источник: Poselkispb.ru