Жара и смог не смогли снизить интерес к инвестициям в коммерческую недвижимость Москвы
Лидером по привлечению инвестиций является офисная недвижимость — 81%, доля торговой недвижимости составляет только 6%. При этом 97% инвестиций пришлось на московский регион и только около 3% — на Санкт-Петербург. Вкладывать средства в проекты других регионы в связи с сохраняющимися высокими рисками инвесторы не торопятся.
Индикаторы |
31.07.2010
|
Изменение за июль 2010, % |
Изменение с начала кризиса, % |
Средняя арендная ставка на торговые помещения, $/кв.м/мес. |
95 |
-10 |
-18 |
Средняя арендная ставка на офисные помещения, $/кв.м/мес. |
44 |
-3 |
-38 |
Средняя цена продажи торговых помещений, $/кв.м |
7025 |
-10 |
-33 |
Средняя цена продажи офисных помещений, $/кв.м |
4950 |
3 |
-42 |
Примечания: Цены и ставки указаны по данным «открытого» предложения без учета скидок
Изменение цен и ставок рассчитано в долларах США
Началом кризиса в расчете считается сентябрь 2008 года
Офисная недвижимость
Существенно вырос спрос на офисные площади, что привело снижению доли вакантных площадей в офисных центрах в среднем до 15%. Основная причина снижения объема свободных площадей состоит в увеличении спроса как со стороны государственных, так и частных крупных российских и международных компаний.
Объем купленных и арендованных площадей во 2 квартале 2010 г. составил около 407 тыс. кв. м, а за 1 полугодие 2010 года – около 719 тыс. кв. м, что практически сравнялось с докризисными показателями.
Появился интерес к инвестициям в офисную недвижимость со стороны иностранных инвестиционных фондов таких как UFG Real Estate, The Barwa Gazprombank Russia/CIS Real Estate Fund, VTBC-DB Real Estate Partner.
Из значимых сделок на рынке можно отметить покупку корпорацией «РусГидро» офисного здания на ул. Малая Дмитровка, среди наиболее крупных арендаторов — международные компании Panasonic, Avon, Nycomed и российские компании «Акрон» и «АйТи».
При этом во 2 квартале не было введено в эксплуатацию ни одного здания нового бизнес-центра классов «А» и «В».
Свободные офисные помещения в основном находятся в новых бизнес-центрах, а также в не очень привлекательных зданиях.
Торговая недвижимость
На конец первого полугодия текущего года совокупный объем предложения торговых площадей составил около 2,91 млн.кв.м. До конца года ожидается ввод в эксплуатацию еще 390 тыс.кв. м торговых площадей. Общий объем качественных торговых площадей на 1 тысячу жителей на конец первого полугодия 2010 года составил 301,6 кв.м.
Средний уровень вакантных площадей в торговых центрах Москвы находится на уровне 8-10%. При этом, в успешных, качественных торговых центрах доля вакантных площадей не превышает 2-3%. В объектах, вышедших на рынок в кризисный период или имеющих непродуманную концепцию и неудачное местоположение, уровень вакантных площадей достигает 25-30%.
Заметно увеличилась активность торговых операторов. На рынок выходят новые участники (H&M, Uniqlo, анонсировали свое возвращение Diesel, Alexander McQueen и Stella McCartney, закрывшие российские бутики во время кризиса), хотя при этом по-прежнему продолжается закрытие ряда сетей.
В восприятии инвесторов торговая недвижимость по-прежнему остается одним из наиболее надежных вложений, причем наибольшей популярностью пользуются в настоящее время небольшие торговые центры, расположенные в спальных районах Москвы.
По данным пресс-службы ГУД